— Я не понимаю… — жалобно сказала растерянная Элька. — Это не так-то просто понять. Но попытаюсь объясни
— Я не понимаю… — жалобно сказала растерянная Элька. — Это не так-то просто понять. Но попытаюсь объяснить кое-что. На примере. Это пример из моего собственного опыта, я сам совершил эту ошибку и никогда себя за нее не прощу. Представь себе народ с очень жесткой социальной структурой, понятие «доброта», как таковое, отсутствует. С твоей точки зрения. Рабство и прочие «прелести». — Таких много, — скривилась Элька. — Да, много, — согласился Древнейший. — Но каждая имеет какие-то свои отличия. Большинство идет обычным путем технологического развития и, чаще всего, растворяется среди других народов, не выдержав конкуренции. Тем или иным образом. Но есть те, чей путь иной, кто сможет со временем подняться до огромных духовных высот. К сожалению, детство цивилизаций переполнено жестокостью, иначе бывает очень редко. И важно увидеть, где равновесие. Я по молодости увидел только жестокость трех родственных разумных рас друг к другу, не заметил нескольких важных моментов в их взаимоотношениях и расселил по разным материкам. Это было непросто, но справился, на свою голову — вскоре все три народа захирели. — Почему?! — А это было не сосуществование рас, а симбиоз. Слабовыраженный симбиоз. Когда я просчитал, во что мог за несколько тысяч лет вылиться этот симбиоз, мне стало страшно. Я, желая помочь, обрек на гибель цивилизацию, способную со временем осознать все вокруг, как единое целое, и стать тем самым островом доброты, которого сейчас так не хватает. И именно эта цивилизация была бы способна повести за собой остальные, но не повела, потому что в дело вмешался молодой идиот с чувствительной совестью. — Владыка Небесный… — прошептала Элька, ежась. — Я пришлю тебе считку памяти, — усмехнулся Древнейший. — Это не единственный пример, их хватает. Учись предвидеть все последствия своих действий, даже самые отдаленные. Не зря ведь во множестве миров существует поговорка: «Благими намерениями вымощена дорога в ад…» — Спасибо за урок, — едва слышно сказала девушка, уставившись в пространство перед собой. — Я буду учиться предвидеть. — А теперь подумай о происходящем в ди-школе, отбросив первое впечатление. — Ты прав, — Элька опустила голову. — Даже сейчас вижу, что там идет жесткая дифференциация по уровню понимания. Ту же библиотеку взять… — Да, пример с библиотекой очень показателен, — качнул головой Древнейший. — Воспитанник, у которого хватило любопытства заинтересоваться чем-то помимо даваемого в разжеванном виде, мгновенно переходит на иной уровень. Заметила?